...
назад
В отделении путешественников продержали
почти до утра. Они сидели в зарешеченном углу на лавочке напротив
милиционера, который записывал что-то в толстую тетрадь и, казалось,
забыл о задержанных. Никакие их вопросы, просьбы и прочие попытки
обратить на себя внимание до милиционера не доходили. Другие задержанные
за ночь коротышки сидели смирно в общей клетке и не шумели. Лишь когда
за окном начало светать, милиционер спрятал тетрадь в ящик стола и
запер его на замок. Затем он достал одну из банкнот в сто фертингов,
которыми Спрутс пытался расплатиться в ресторане, поглядел ее на просвет,
а затем в лупу. Наконец он изрек:
– Понятно.
Незнайка все это время рассматривал
милиционера, пытаясь вспомнить, где же он его видел. Незнайка стал
перебирать в памяти всех своих знакомых на Земле и на Луне, но, поскольку
знакомых у него была тьма-тьмущая, он невольно стал вспоминать все
связанные с ними смешные истории. Вспомнив, как Авоська и Небоська
выбрасывали балласт с воздушного шара, он не удержался и прыснул со
смеху. Милиционер покосился на него и спросил:
– Нравится у нас?
– Не знаю, – ответил Незнайка.
– Так, значит, деньги подделываем... –
начал свой милицейский разговор милиционер.
– Деньги настоящие, – перебил
его Спрутс.
– Настоящие? Что-то я таких не видел.
А ну-ка давайте ваши паспорта.
– Что-что?
– Паспорта.
– А это что такое? – недоуменно
переглянулись Незнайка и Спрутс.
– Вы что, с Луны свалились?
– Вот именно, как вы сказали. Именно
с Луны, – с достоинством проговорил Спрутс. – Я действительно
являюсь жителем Луны, и деньги, которые вы держите в руках, имеют
хождение на Луне.
Милиционер поглядел в окошко. Луны
не было видно. Он сурово насупился и сказал:
– Но-но, нечего мне тут лапшу на
уши вешать. А вы тоже с Луны?
– Нет, – ответил Незнайка, –
но я вроде бы тоже иностранец.
– Тоже со своими деньгами?
– Нет, у нас вообще деньги не приняты.
Видите ли, мы попали сюда случайно.
– Все случайности закономерны, –
загадочно высказался милиционер.
– Это как это? – спросил Незнайка.
– Диалектика, – объяснил милиционер
и хитро подмигнул, – случайности закономерны, а закономерности
случайны. Понятно?
Все трое помолчали.
– Хорошо, – сказал Спрутс, –
что нам нужно делать, чтобы помочь вам исполнить служебный долг или
хотя бы не мешать вам его исполнять?
– Вообще-то вам лучше во всем честно
признаться, – изрек милиционер еще более загадочную фразу.
– В чем?
– Известно в чем.
– Мы не понимаем.
– Ну вы как дети. Смешно вас слушать.
– Ну а все-таки?
– В том, что вы есть Мига и Жулио,
известные преступники. И нечего отпираться. Вас опознали. Ваши сообщники
уже во всем сознались.
– В чем сознались?
– Известно в чем.
Вновь повисла пауза. Милиционер спокойно
смотрел на путешественников, видимо ожидая, что они вот-вот признаются
в немыслимых преступлениях.
Незнайка не выдержал первым и спросил:
– А что такое паспорта?
Милиционер показал маленькую книжечку
с фотографией.
– А зачем они?
– Как же зачем? Ну вы как дети, честное
слово. Ведь у пылесосов есть паспорта? Есть. У телевизоров есть? Есть.
У стиральных машин есть? У любой вещи есть. А почему у коротышек не
должно быть? Чем они хуже?
– Гм... Логично, – сказал Спрутс.
– Я сам знаю, что логично, а что
нелогично, – заявил милиционер и зевнул. Он посмотрел в окно,
где из-за туч выглянул краешек Луны. – Ага! Итак, вы живете на
Луне.
– Да, живу. В городе Брехенвилле.
– Ага, в Брехенвилле, значит. Ну
и как там?
– Ничего себе.
– Отвечайте на вопрос.
– В принципе неплохо.
– Так, понятно, значит, не хотим
по-хорошему разговаривать.
– Почему же не хотим, – возразил
Спрутс, – мы же отвечаем на ваши вопросы.
– Нехорошо вы отвечаете. С подтекстом.
С подковырками. Нехорошо.
– Да как умеем.
– Ну что ж, раз вы только так умеете…
Я вас упрашивать не буду. Посмотрим, что вы скажете Свистулькину.
Он как раз скоро должен прийти. Вы там все такие на Луне, в вашем
этом Брехе… Как-как город-то называется?
– Брехенвилль.
– Ну и что там в вашем Брехенвилле
происходит?
– Там живут коротышки, – ответил
Спрутс.
– И где они там живут?
– В домах.
– Значит, в домах. На Луне.
– Ну не совсем на Луне, внутри. Там
у нас города целые.
– Ага, города внутри Луны. С домами.
И из чего они, дома эти, сделаны?
– Из камня, из железа, из бетона.
– И вы там живете… На каком этаже?
– Я в пентхаузе живу. Наверху то
есть. Мы, богатые и уважаемые коротышки, обычно живем в пентхаузах,
на крышах небоскребов.
– Значит, внутри Луны есть дома,
сделанные из камня, железа и бетона. И вы там, богатые и уважаемые,
живете. В этих небоскребах, значит, в пентхаузах всяких. В кондоминиумах,
всяческих дормиториях. Так?
– Ну да. Не в саклях же.
Это слово произвело на милиционера
неожиданное действие.
– Сакля! Сакля! – закричал он,
подпрыгнув на стуле, – вот оно, “сакля”! Ну конечно! Рифма к
слову “пакля”! Я же столько лет искал ее! И точно, жилище горца! Сакля-пакля!
Ха! Урра! Сейчас попробую... И вот, зашел я в твою саклю, а ты тарам-пам-парам
паклю... Годится!
– Так вы еще и поэт? – криво
усмехнулся Спрутс.
Милиционер густо покраснел:
– Ну, вообще-то я только учусь. Настоящий
поэт – это Свистулькин, наш начальник отделения!
– Ах, вас тут двое таких?
– Почему двое? У нас все милиционеры
поэты. Без этого в милицию не берут. Чины назначаются по глубине поэтического
чувства. И по афористичности приказов и лозунгов.
– А преступников ловить?
– Чтобы ловить преступников, нужно
иметь соответствующий боевой настрой, это сродни вдохновению. Если
стихов не пишешь, то вдохновения никогда не почувствуешь. Тогда и
боевой настрой не сможешь в себе вызвать. Преступники хитры и их так
просто не поймаешь. Да, да… сакля! Вот оно! Вы видно, знаете толк
в стихах. В милиции не служили? Сейчас…
Он порылся в столе и извлек густо
исчерканную бумагу.
– Вот, слушайте. Это мое лучшее стихотворение,
вернее оно будет лучшим, когда я его закончу. Там вроде бы все слова
на месте, но чего-то не хватает. Я это чувствую. Сейчас вы его прослушаете
и скажете, чего не хватает. Тут, правда, еще начало подкачало… В общем,
так:
Там, где лес от совиного крика
Дрожит и не видно ни зги,
Крадутся Жулио и Мига,
Подлые наши враги.
Спят коротышки в час поздний,
Но враги не умерили прыть.
Жулио плетет свои козни,
Мига мешает нам жить.
Схватить Жулио и Мигу! –
Возмущены города.
Наказать Жулио и Мигу! –
Гудят по стране провода.
Жулио и Мига не смеют
Счастью мешать и труду.
Положено им возмездье,
Поверьте, они не уйдут!
– Ой, что же это такое, братцы! –
пролепетал Незнайка.
– Ну как? – спросил милиционер.
– Бесподобно, – сказал Спрутс
и незаметно подтолкнул Незнайку. Тот вжался в стул и во все глаза
смотрел на милиционера. Он узнал его – это была точная копия
поэта Цветика, вернее это был Цветик собственной персоной, просто
трудно было его сразу узнать в форме милиционера.
– Да, превосходные стихи, –
продолжил тем временем Спрутс, – прямые мужские слова! “Схватить
Жулио и Мигу!” Ух, как это правильно! Эти негодяи вместе с этим иудой
Крабсом украли у меня миллион. Сейчас мне уже все равно, но тогда
я был зол и, если бы обладал таким же несравненным поэтическим даром,
я не мог бы выразиться точнее. Браво! Браво! Настоящее, лапидарное
искусство!
– Как вы сказали, “лапидарное”? –
переспросил милиционер-Цветик, густо покраснев от обилия похвал. –
Значит, вам понравилось?
– О, о, я в восторге! Бдительный,
суровый страж порядка, и в тоже время такой яркий талант! И, конечно,
зря вы думаете, что чего-то не хватает – это же законченное произведение
искусства! Отбросьте ложную скромность. Дальше украшать – только
портить! Незнайка, что же ты молчишь?
– А... да... Цветик! Это же Цветик! –Незнайка,
несмело указывал на милиционера пальцем.
– Да, меня зовут капитан Цветик, –
ответил Цветик, но Спрутс перебил его:
– Вот видите, мой приятель лишился
дара речи, – такой неожиданный, так сказать, эстетический шок
постиг его! Признаться, он глуповат и его еще надо готовить к общению
с прекрасным.
– Честно говоря, – промурлыкал
Цветик, слегка жеманясь и оттого уже без сомнения похожий на самого
себя, – это мое стихотворение – экспромт, но экспромт, выношенный
долгими бессонными ночами. Когда идешь на задание брать опасного бандита
или просто сидишь в засаде, когда прикрываешь в перестрелке друга –
тогда где-то внутри зреет некое настроение. Эти стихи – лишь
слабая тень моей сложной, да, без ложной скромности я повторю, сложной
душевной жизни. Да, кстати, вот прекрасная рифма: “ложный–сложный”.
Ее надо бы записать...
Цветик начал рыться в бумагах, но
вместо того чтобы записать рифму, сказал:
– Сейчас я выпишу вам паспорта. Я
вижу, что вы люди честные, просто запутались. Итак, ваше имя.
– Спрутс, – ответил Спрутс и
снова толкнул Незнайку локтем.
– Спрутс... гм, странное имя, –
заметил Цветик, – пожалуй, оно не подходит.
– Да, оно может не нравиться, но
я к нему привык, – с достоинством заявил Спрутс и приосанился
на стуле. Цветик немного подумал, заполнил паспорт Спрутса и вопросительно
взглянул на Незнайку.
Тот совсем остолбенел. Он был еще
не в силах оправиться от мрачного ужаса, внушаемого превращениями
друзей. Теперь не оставалось никаких сомнений, что перед ним самый
настоящий Цветик, только в милицейской форме и в каком-то дурном сне.
– Цветик... – прохрипел Незнайка.
– Да, да, я капитан Цветик, –
подтвердил милиционер, но в глазах его не промелькнуло ни тени узнавания.
– Его зовут Незнайка, – раздраженно
сказал Спрутс и снова толкнул локтем Незнайку, да так, что тот чуть
не упал со стула.
– Хорошее имя. –Цветик, быстренько
заполнил второй паспорт и вручил оба паспорта Спрутсу со словами:
– Храните паспорта во внутренних карманах, чтобы не украли Мига и
Жулио. Носите их всегда с собой. Вас я назначаю старшим.
– Цветик, это я, Незнайка, –
пролепетал Незнайка, но тот ответил:
– Да, да, я ничего не спутал, гражданин
Незнайко. До свиданья, прошу вас не задерживаться, у нас много дел.
– Учись, Незнайка, – сказал
Спрутс уже на улице, – учись, как надо влиять на людей. Стоило
мне похвалить его идиотские стихи, как он сразу растаял. Кстати, откуда
ты знаешь его? И чего ты сидел как пень? Я же тебя все время локтем
толкал, чтобы ты тоже его похвалил, а то мне одному пришлось ужом
перед ним извиваться.
Незнайка объяснил Спрутсу, что капитан
Цветик и поэт Цветик из Цветочного города – одно и то же лицо.
Спрутс удивился, но потом отмахнулся:
– Этого не может быть. Тогда бы он
тебя узнал.
– Может, эта клепкина машина все
так перевернула? – предположил Незнайка. Спрутс отмахнулся:
– Просто они очень похожи. Такое
бывает. Однако посмотрим, что за штука эти паспорта. – Он открыл
паспорт Незнайки. – Э, ошибочку сделал твой Цветик. Вот балда-то.
Вместо имени “Незнайка” стояло “Незнайко”.
Незнайка равнодушно пожал плечами
и запихал паспорт во внутренний карман своей курточки. Он был слишком
занят мыслями о таинственном превращении Пачкули и Цветика и загадке
клепкиной машины.
Зато Спрутса ждал удар, да еще какой!
В его паспорте вместо гордого имени Спрутс, когда-то грозного и значительного,
да и теперь не изгладившегося из памяти лунных коротышек, стояло нечто
необъяснимое: “Прутковский”.
Спрутс подпрыгнул, как ужаленный.
Он бросился обратно в отделение. Незнайка остался на улице. Из отделения
сначала доносились крики Спрутса, затем послышался шум борьбы, и два
милиционера выставили упирающегося и орущего Спрутса на улицу.
– Негодяи! – кричал Спрутс. –
Это произвол! Я Спрутс, а не какой-нибудь там замухрышка! Меня вся
Луна боялась!..
Дверь захлопнулась перед его носом.
Спрутс еще немного побушевал, потом успокоился и сказал:
– Да чего это я? Мало ли что написано
в картонной книжечке. В конце концов каждый коротышка есть то, что
он есть, а не то, что кем-то где-то записано.
Как и все деловые коротышки, Спрутс
трезво оценивал ситуацию и не давал волю настроениям. Он сразу принял
правильное решение – найти гостиницу и устроиться там.
Стояло еще раннее утро, улицы были
почти безлюдны.
Они снова вышли к площади. Небо прояснилось,
и Незнайка, случайно бросив взгляд вверх, остолбенел. Спрутс, посмотрев
туда же, тоже застыл как вкопанный.
Туман рассеялся.